Портрет ребенка старшего дошкольного возраста
Психическое развитие происходит в результате активного взаимодействия ребенка с ближайшей социальной средой. Активное обогащение опыта, усвоение правил и норм общежития в коллективе, общечеловеческих ценностей, как регулятора поведения, приводит к основательным качественным изменениям в психике ребенка. К ребенку предъявляются большие требования в связи с подготовкой к обучению в школе.
Активно формируется самооценка ребенка. Наиболее существенные изменения в познавательной, волевой и эмоциональной сферах, свидетельствуют о переломном возрасте, богатом новообразованиями, которые обеспечивают переход к системному обучению:
- Растет самооценка, самолюбие, уровень притязаний и личностные ожидания.
- Установка на достижение желаемого результата в различных видах деятельности ребенка.
- Формируется умение управлять собой, регулировать поведение, собственные намерения.
- Возникает способность к рефлексии (ребенок оценивает себя с точки зрения других людей, учится анализировать и делать выводы).
Важно знать, что оценочное отношение членов детской группы к отдельному ребенку может не совпадать с оценочным отношением к нему взрослого.
Нервная система очень уязвима, поэтому требуется рациональное взаимодействие нагрузки и покоя, напряжения и расслабления.
Происходит перестройка восприятия, ребенок обследует все вокруг внутренним взором, зрением и мыслью, развивается наблюдательность.
Начинает меняться отношение к рисунку. Преимущественно дети рисуют что хотят, как захотят, своим любимым цветом. Интуитивно тянутся к миниатюре (рисуют для себя).
У детей теряется непосредственность, появляются внутренние переживания (плачет, что не умеет читать, или не получается рисунок).
Внимание, память, произвольность направлены на себя. Ребенок переходит на новый уровень самопознания “Кто Я?”. Появляются хитрость, упрямство, лень, коварство, неожиданные мотивы, двойные стандарты поведения (дома – один, в саду – другой), происходит поиск жизненных ролей. Когда его о чем-то просит взрослый, у ребенка часто появляется пауза между просьбой и выполнением, он будто не слышит, а на самом деле “переваривает”, оценивает, анализирует ситуацию, проговаивает внутренним голосом, само оценивает.
В физическом развитии начинаются ростовые процессы. Начинается рост конечностей, но при этом слабеет рука. Именно поэтому подготовкой руки ребенка к письму нужно заниматься не в школе в 6 лет, а начиная с 5-летнего возраста.
В этом возрасте готовится не только рука ребенка, но и мыслительный аппарат, что вполне естественно для пятилеток.
К семи годам развитие ребенка проходит через определенные противоречия:
- Ребенок умнее (увеличение интеллектуальных возможностей), чем может показать себя окружающим.
- Противоречие между способами удовлетворения (готовность руки к письму) и реализацией своих потребностей.
Главное новообразование старшего дошкольного возраста: появление внутренней позиции школьника.
Основные направления развития дошкольников 5-6 лет
Основное направление – подготовка ребенка к школе (научить ребенка учиться, развить волевые процессы, внимание, усидчивость, психологическую готовность к школе).
- Чтение, грамота.
- Подготовка руки ребенка к письму.
- Интеллектуальные игры.
- Основы естественнонаучных знаний (естествознание, элементы географии, астрономии).
- Основы искусствоведения (ознакомление с художественными произведениями).
- Основы обществознания. Знакомство с историей Украины.
- Художественная литература, театрализация сказок и художественных произведений, занятия по развитию связной речи.
- Математика, логика.
- Занятия по ориентированию в пространстве (работа со схемами и моделями).
- Занимательная физика, химия.
- Экспериментальная, изобретательская деятельность.
- Художественно-творческая деятельность.
- Работа с компьютером (планшетом).
- Игры-эстафеты и соревнования.
Самое сложное для дошкольника – это концентрация внимания и усидчивость. Раньше с ним играли, его не заставляли сидеть на месте все время, не заставляли доводить начатое до конца. А в школе на уроке нужно будет концентрироваться, не отвлекаться, не разговаривать, не баловаться. Это огромная сложность и проблема для ребенка! Поэтому, посещая занятия по подготовке к школе, ребенок начинает осваивать поведение школьника и постепенно привыкать к новой роли. Поверьте, на это уйдет время. Зато потом, став первоклассником, он легче перенесет стресс и адаптируется к школьным правилам и распорядку.