Воспитание и развитие

Развитие ребенка среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Портрет ребенка среднего дошкольного возраста

Пятый год жизни ребенка – возраст “грации”, он гармонично сформирован физически. Весь мир в ребенке: время расцвета всех видов деятельности, он усваивает все нормы, развитие достигает желаемых высот. Ориентация на успех, на достижения, похвалы. Растет потребность в общении с близким взрослым.

Если до 5 лет ребенка привлекали сами предметы, то сейчас возникает интерес к способам их использования, механизму построения и назначения. Приобретают большое значение обследовательские действия. Среди окружающего запоминаются действующие объекты, привлекают функциональные признаки.

Особенность пятилетнего возраста – целенаправленная деятельность. Чем бы ни занимался ребенок – он начинает выделять цель, подчинять ей свои действия, учится управлять своим поведением, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Впервые в деятельности ребенка появляется осознание смысловой связи вещей и действий. Одно действие подчиняется другому.

Нервная система еще несовершенна, преобладает возбуждение над процессами торможения, что при малейших нарушениях условий жизни вызывает бурные эмоциональные реакции. Эта особенность влияет на формирование системы умений и навыков ребенка, требует от взрослого терпения и чуткости. Если не обращать на это внимания, есть опасность закрепить повышенную нервную возбудимость ребенка.

В отношениях со сверстниками четко просматривается избирательное отношение к партнеру по общению. Рождается настоящая свободная игра на фоне положительных эмоций.

Активной является речь ребенка, резко обогащается словарь, речевое общение становится основой дружественных отношений. У ребенка развивается потребность что-то рассказать, объяснить, доказать – развивается объяснительная речь.

Важно удовлетворять эту потребность, управлять, стимулировать речевое развитие ребенка, формировать чувство родного языка. Речь несет наибольшую нагрузку в регуляции детского поведения.

В этом возрасте возрастает значение общения ребенка с близкими взрослыми. Дети проявляют особую чувствительность к настроению, речи родителей и родных, их движениям. Продолжает действовать механизм подражания, благодаря чему дети начинают осознавать особую роль добрых человеческих (семейных) отношений. Постепенно формируется доброта, отзывчивость, способность любить.

Основные направления развития детей 4-5 лет

Основное направление – всестороннее развитие детей (умственное, творческое и интеллектуальное), развитие воображения и фантазии, связной речи и мелкой моторики, физическое развитие.

  • Углубление знаний об окружающем мире, о природе.
  • Художественная литература, народный фольклор.
  • Детский театр.
  • Занятия по развитию связной речи.
  • Поисково-экспериментальная деятельность.
  • Конструктивно-строительная деятельность (конструкторы Лего).
  • Математика, логика.
  • Художественная деятельность (работа с нетрадиционными материалами).
  • Чтение.
  • Эйдетика.
  • Иностранный язык.
  • Элементы компьютерной грамоты.
  • Физкультурные занятия.

Очень интересное и перспективное напрвление – эйдетика (древнегреческое эйдос – образ, воображение). Это еформальный подход к обучению и развитию ребенка, который давно и успешно практикуют в Европе. Основная идея состоит в том, что наша память легко сохраняет ту информацию, которая нашла эмоциональный отклик, которая нам исренне интересна. Развивая воображение и фантазию, эйдетика помогает ребенку усваивать знания с легкостью и с удовольствием, не встречая препятствия со стороны ребенка.

вооображение + положительные эмоции = усвоенные знания 

Осваивая методы и приёмы эйдетики, развивается память, внимание, образное мышление, восприятие и воспроизведение информации. Все это способно облегчить ребенку дальнейший процесс обучения стандартыми методами.

В возрасте 4-5 лет ребенку уже интересно наблюдать, изучать и экспериментировать, поэтому это лучший период для знакомства с основами природных наук (физики, химии, биологии) и первых детских экспериментов. Для ребенка важна не цель эксперимента, а сам процесс, а особенно возможность влиять на него, что позволяет учиться устанавливать причинно-следственные связи.

В этом возрасте уже в полной мере проявляются таланты и одаренность – вокал, пластика, актерское мастерство, умение выступать перед публикой, умение находиться в кадре. Если сын или дочь проявляют эти способности, их необходимо развивать, ведь далеко не каждый ребенок их имеет и, возможно, именно он станет будущей телезвездой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*