Портрет ребенка младшего дошкольного возраста
Самое большое достижение этого возраста в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. Обогащается содержание деятельности, усложняются отношения со взрослыми и сверстниками. Стремительно развиваются психические процессы (память, мышление, воображение, внимание) и эмоции. Начинает формироваться характер.
Основные жизненные потребности: любовь, доброта, внимание взрослых, игры и общение со сверстниками, яркие впечатления. Но нервная система еще не сформирована, необходимо беречь ее от переутомления, излишнего возбуждения. Даже небольшой круг друзей для ребенка является сильным раздражителем и очень утомителен.
В этот период желаемый для ребенка партнер – это взрослый, а не ровесник. Взрослый выступает как источник разнообразных сведений об окружающем. Ребенок и взрослый постоянно общаются. Но общение ситуативно-познавательное.
Младший дошкольный возраст – это спокойный период развития ребенка, когда восприятие взрослого сочетается с самостоятельностью, дети уже многое могут и реализуют свой потенциал.
Ведущая ранее деятельность (предметная) переходит в игровую. Взрослый продолжает выполнять свою важную роль, но доминирует игра. В игре дети учатся взаимодействовать, приобретают социальный опыт, учатся, в ней проявляются все желания ребенка, а результат – удовольствие.
В игре появляются новообразования: согласование мотивов (что хочет ребенок) развивается воображение; ребенок начинает понимать нормы и правила взаимоотношений.
Дети в этом возрасте очень чувствительны и эмоциональны. Важно не упустить время для воспитания гуманных чувств (доброты, отзывчивости, дружелюбия, внимательного отношения, взаимопомощи, вежливости) и элементарных представлений о добре и зле.
Основное направление: развитие познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, мышления; развитие образного воображения и памяти (эйдетика)
Основные направления развития до 4-х лет
Развитие познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, мышления; развитие образного воображения и памяти (эйдетика) и физическое развитие.
- Ознакомление с окружающим миром и художественная литература.
- Игры-драматизации.
- Развитие умственных и специальных способностей в различных видах деятельности.
- Формирование математических представлений.
- Обучение раннему чтению.
- Формирование восприимчивости к изучению иностранных языков.
- Подвижные игры и занятия физкультурой.
Отличным вариантом развивающих занятий для ребенка 3-4 лет является познавательное конструирование лего и арт-терапия. Арт-методы включают в себя не только знакомую всем лепку из пластилина, рисование и вырезание из цветной бумаги. Очень увлекательно для детей работать с природными материалами, глиной, песком и т.д., создавать коллажи, рисовать на воде. Особое место в арт-терапии для детей отводится разигрыванию сказок и кукольных представлений. Основная цель занятий это развитие эмоционального интеллекта детей, а удивительный мир творчества поможет ребенку через игру и творческую деятельность стать успешным и счастливым. Для очень активных и неусидчивых детей подбираются специальные виды арт-занятий, такие как рисование кляксами, ниткография.
Если ребенок имеет особенности поведения (гиперактивен, тревожен или скован), можно обратить внимание на
Обучение иностранному языку для детей от 3-х до 4-х лет должно проходить в игровой форме. Дети легко могут приветствуют друг друга, танцевать под детские песенки на иностранном языке, рассматривать картинки, называя слова, и играть в игры. Слушая речь носителей языка, повторяя уже знакомые слова, дети быстро привыкают к звучанию иностранной речи, что в последствие облегчит им изучение языка. Программа включает изучение материала, который близок, интересен, доступен детям этого возраста и приводит естественное развитие их способностей. Эффективности занятий способствуют разнообразные наглядные пособия (игрушки, рисунки, тематические карты, кубики, комиксы, плакаты и использование различных технических средств.
Самое главное в этом возрасте не перегрузить малыша занятиями. Они должны быть недолгими (до 30 минут) и их не должно быть слишком много, иначе ребенок начнет переутомляться, раздражаться и на пользу занятия уже не пойдут.