Всемирно известные конструкторы Лего используются не только в качестве домашнего развлечения, но и как инструмент, развивающий логику, мышление и воображение ребенка, начиная уже с дошкольного возраста. Занятия по методике познавательного конструирования появились не так давно, но популярность их растёт, потому что они дают очень хорошие результаты: дети становятся более уверенными, общительными, разумными, а главное – они умеют создавать что-то новое!
Для ребенка лего конструирование – это, прежде всего, веселая игра. По-немногу дети знакомятся друг с другом и с педагогом, привыкают к рабочей атмосфере занятий, учатся общаться между собой, осваивают основные приёмы соединения деталей конструктора лего. Со временем они выполняют не только обязательную программу, собирая предложенную конструкцию, а и конструируют сами, используя воображение. Также на занятиях ребенок может представить свою модель и рассказать о ней, что важно для развития речи и умения выражать свои мысли. Занятия по познавательному конструированию лего рассчитаны на детей от 3-х до 6 лет.
Конструирование по образцу: дети учатся выделять в объекте основные функции, определяют его особенности, учатся создавать модель объекта, использовать основные соединения, развивают свою фантазию.
Свободное конструирование прекрасно активизирует воображение детей (это настоящий полет фантазии, но он направлен на достижение определенной цели – создания заданного объекта (сооружения). Во время беседы педагог определяет с детьми основные функции и особенности конструкции объекта, помогает сосредоточить внимание детей на основных типах соединения деталей. в процессе создания сооружения дети учатся использовать соединение в собственных конструкциях (учатся использовать знакомые способы соединения в необычных ситуациях), развивают находчивость, интуицию и к онструкторське мышления. Закончив конструировать, дети объясняют, какие функциональные особенности имеет объект, как они реализованы, почему построили именно такой объект, как его можно использовать в игре и повседневной жизни.
Вот некоторые советы педагогов для родителей, чтобы занятия по лего конструированию принесли максимальный положительный эффект:
- Дошкольникам не всегда легко придумывать собственную конструкцию, объяснить свои действия. Поэтому следует вовремя и осторожно поддержать детей, тогда детская фантазия приобретёт надежную основу. Вы увидите, как еще ярче засияют глаза вашего ребенка, с каким желанием он будет творить. Чем раньше дети почувствуют радость от создания нового, от результатов своего труда, тем лучше будут результаты. А без поддержки родителей и педагога этого не произойдет.
- Радуйтесь вместе с детьми, удивляйтесь насколько яркая и необычная конструкция получилась, подчеркивайте, как выросло мастерство детей, сколько всего они знают и умеют. Родителям следует осторожно поиграть машинкой, спросить почему такие цвета ребенок выбрал, где едет человечек, как вращаются колеса, открываются дверцы, попробовать все это сделать самим. Стоит рассказать детям, что вам особенно нравится в конструкции, как вам интересно с ней играть, открывать двери, рассматривать, любоваться и тому подобное.
- Не надо выражать недовольство простотой конструкции, выбранными цветами, прочностью. Часто конструкция только кажется простой – каждый ребенок развивается по-своему, а возможно именно в этот раз у него настроение для конструирования было не самым лучшим. Если вам не нравятся выбранные ребенком цвета, уместно попросить малыша сделать что-то по вашему заказу, используя определенные цвета.
- Это только первые попытки детей! Если вы будете терпеливы и мудры, будете осторожно поддерживать детей, то обязательно увидите динамику, а педагог вам в этом поможет: подчеркнет необычность конструкции, похвалит за удачные решения, изобретательность.
- Хорошо, если родители могут что-то посоветовать для усовершенствования конструкции: через некоторое время стоит сделать дома конструкцию вместе, обратив внимание на определенные элементы, приемы конструирования. Если конструктивных предложений у вас нет, то будьте уверены, что в следующий раз педагог обратит внимание на ошибки ребенка и посоветует ему как их исправить. К тому же, к следующему занятию по свободному конструированию дети приобретут опыт и будут делать уже меньше ошибок.
- Помните, что ребенок имеет право на ошибку: он учится на ошибках иногда больше, чем на достижениях. Пусть маленький изобретатель сделает ошибку сейчас, а не в настоящих конструкциях! А родители и педагог, при необходимости, вовремя помогут исправить ее.
Приятных минут с детьми и удачных занятий!